Опыт внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс НОО МКОУ «Михайловская СОШ №1» Михайловского района Алтайского края

25 февраля 2015 - Иван Григорьев

МКОУ «Михайловская СОШ №1» Михайловского района Алтайского края уже с 2008 года уверенно следует по пути внедрения дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ) в процесс обучения школьников. Обмен опытом со школами Алтайского края и г. Екатеринбурга, курсы и семинары, проводимые АКИПКРО, краевая Программа внедрения ДОТ в образовательный процесс, а так же финансирование способствовали успешному формированию минимальной необходимой материальной и кадровой базы для использования ДОТ в школе.

К концу 2013 года в школе успешно использовали ДОТ ряд преподавателей среднего и старшего звена. Основой для ведения дистанционных занятий стали виртуальная обучающая среда Moodle и сервер видео конференций BigBlueButton.

Всентябре2013 года администрация школы утвердила Проект экспериментального внедрения ДОТ на начальной ступени образования (далее Проект). Суть его заключалась в следующем: традиционная форма обучения в субботний день заменяласьдистанционной формой обучения, то есть в выбранном для эксперимента классе изучение предметов итературное чтение, русский язык, окружающий мир, технология)сводилоськ смешанной (очно-дистанционной)форме — пять дней в неделю — очное обучениев школе, в субботу — дистанционная форма обучения.

Проект реализовывался на базе3 В класса, классный руководитель Карасёва Людмила Александровна, учитель начальных классов.

Проект был разделен на 3этапа.

I этап — Подготовительный (сентябрь — декабрь 2013 года). Задача школы на этом этапе подготовить к реализации программы учителя начальных классов и родителей учащихся, внести соответствующие изменения в рабочие программы учебных курсов.Для этого в октябре — ноябре 2013 года Григорьев Иван Николаевич, инициатор проекта, провел индивидуальное обучение Людмилы Александровны работе в Moodle. Совместно с ней в ноябре было проведенособрание родителей учащихся этого класса, на котором Иван Николаевич и Людмила Александровна разъяснили цели, задачиПроекта и отметили важную роль в нем родителей, как главных помощников для своих детей. В середине декабря Григорьев И.Н. провел два специализированных занятия с родителями в компьютерном классе школы по обучению их выполнению заданий в системе Moodle, чтобы они могли своевременно оказать помощь своим детям в ходе реализации Проекта.

II этап — Основной (январь — май 2014 года). Это этап непосредственного ведения субботних дистанционных уроков. Людмила Александровна в течение недели готовилауроки в Moodleна текущую субботу. Учащиеся выполнялиэти уроки дистанционно. Родителям и учащимся оказывалосьиндивидуальное консультирование по вопросам выполнения заданий .

III этап — Аналитический (май — июнь 2014 года). Это подведение итогов Проекта. Григорьев И.Н. вместе с Карасевой Л.А. обобщили общую статистику выполнения заданий уроков, провели мониторинг качества и успеваемости учащихся, а так жеэлектронное анкетирование учащихся и письменное анкетированиеродителей учащихся для выявления положительных и отрицательных сторон проведенного эксперимента. Результаты свидетельствовали о следующем:

  • учебный материал по предметам, изучаемым с применением дистанционной формы учащимися усвоен в полной мере, а организация индивидуального подхода позволила повысить результаты слабо успевающих;

  • учащимся такая форма уроков понравилась и все без исключения изъявили желание продолжить обучение в 4 классе именно в такой форме (Я бы очень хотел продолжить учиться с использованием Moodle. Учительница добавляет много интересного, чего нет в учебниках”, мнение Влада Б.; «Я выполняю все задания в течение недели понемногу. Поэтому у меня суббота почти свободная, есть время помочь маме с уборкой в доме», мнение Юли С.; «Я выполняю задания самостоятельно. Мне нравится работать на компьютере. Иногда мне помогают мама и папа. Им тоже нравится», мнение Никиты Ш.; «Я очень хочу в 4 классе учиться так же. Это интересно и в субботу появляется свободное время», мнение Алексея Б.);

  • из всех родителей негативное отношение выразили только родители 2 учащихся, однакообъяснить причину недовольства не смогли, остальным родителям такая форма учебной работы их детей понравилась;

  • родителями отмечено повышение уровня самостоятельности, дисциплинированности их детей, переосмысление детьми основной функции компьютера (от игровой к обучающей) («Я считаю возможным и необходимым продолжать изучение данных дисциплин с использованием дистанционных технологий, потому что это приучает моего ребёнка к самостоятельности, идёт подготовка к экзаменам в тестовом режиме», мнение родителей Марии И.; «Мы считаем, что необходимо продолжить изучение дисциплин с использованием дистанционных технологий, так как, во-первых, это способствует получению навыков работы с компьютером, во вторых, ограничение по времени для выполнения заданий, заставляет ребёнка более серьёзно отнестись к подготовке по нужному предмету, дисциплинирует», мнение родителей Любови К.; «Я считаю возможным и необходимым продолжать изучение предметов с использованием дистанционных технологий. Ребёнку нравится заниматься с помощью Интернета, она с большим интересом изучает предоставленную информацию, пытается найти что-то дополнительно сама из указанных источников», мнение родителей Дарьи. П.)

  • анализ сложности учебных предметов выбранных для внедрения ДОТ показал, что самыми трудными для детей оказались уроки технологии.

Таким образом, Проект внедрения ДОТ в начальной школе МКОУ «Михайловская СОШ №1» можно считать успешным и многообещающим. Проект показал, что дистанционные технологии способны не только помочь учителю начальной школы в реализации ФГОС нового поколения, но и увлечь учащихся новой формой обучения. Проект позволил ввести учащихся в мир современных технологий и информации хоть и раньше, но очень бережно, безопасно и, самое главное, вместе с их родителями. Очевидно повышение уровня ИКТ компетентности учащихся, учителя и родителей. И, наконец, главная достижение этого проекта — это совместная многосторонняя работа учителя, учащихся и их родителей, а не это ли основная цель современной школы в информационном обществе.

По желанию учителя, родителей и учащихся администрация школы приняла решение о его продлении на 2014 — 2015 учебный год. С сентября 2014 года учащиеся уже теперь 4 В класса субботние уроки выполняют дистанционно. По общему согласованию со всеми участниками Проекта в очно-дистанционную форму в этом классе вынесены уроки математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира и информатики. Причем для математики и информатики применена система чередующихся понедельно уроков, то есть одну неделю в субботу дистанционно математика, а другую — информатика.

Уже есть заявки на вступление в этот экспериментальный проект от других учителей нашей начальной школы. Много вопросов и пожеланий поступает от родителей учащихся других классов начальной школы. Это значит проект заинтересовал, это значит еще много над чем надо работать и совершенствовать. Главное, не стоять на месте!

Рейтинг: +3 Голосов: 3 762 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий