Внедрение и использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательном процессе гимназии. Результаты 2011-2013 гг.

19 ноября 2013 - Иван Гребенкин

Ссылка для скачивания статьи в формате MS Word 2003: http://dot.akipkro.ru/users/files/download40.html 

 

 

 

С сентября 2011 г. МБОУ «Гимназия №74» г. Барнаула является участником краевого пилотного проекта по внедрению дистанционных образовательных технологий (далее, ДОТ) в образовательный процесс.


За время участия в проекте по внедрению ДОТ с сентября 2011 г. в гимназии была скорректирована нормативно-правовая база; разработана примерная модель применения ДОТ и план по внедрению ДОТ в УВР, на сайте гимназии создан раздел, освещающий ход проекта. Для успешного внедрения ДОТ в конце 2011 г. была сформирована творческая группа педагогов, которая начала апробацию применения ДОТ в УВР. В январе 2012 г. в рамках проекта гимназии были предоставлены 3 ноутбука и коллекция многопользовательских и однопользовательских ЦОР.


Учителя творческой группы, администрация проводят мастер-классы для педагогов гимназии и других образовательных учреждений образовательных учреждений, выступают на педсоветах, освещают ход проекта на классных и родительских собраниях. Педагоги активно участвуют в конференциях, семинарах, конкурсах различных уровней.


В гимназии используется внутришкольная модель применения ДОТ, реализуемая с помощью кейс, сетевых и смешанных технологий. Внутришкольная модель внедрения ДОТ в преподавание отдельных предметов выглядит следующим образом: учитель с помощью ЦОР (многопользовательские и однопользовательские интерактивные образовательные ресурсы на дисках, ресурсы сети Интернет, коллекции ЦОР) дополняет и расширяет учебную программу своего предмета, дает домашние, творческие и дополнительные задания, выполнять которые учащиеся должны с применением ДОТ. Таким образом, происходит расширение и совершенствование свободного доступа учащихся к информации. Многопользовательские ЦОР устанавливаются на домашние компьютеры учащихся. Учитель проводит индивидуальные и групповые консультации с учащимися с помощью АСУ «Сетевой город» (форум и личные сообщения), СДО Moodle и других сервисов сети Интернет (группы в социальных сетях, форум и личные сообщения на форуме гимназии, сервисы мгновенного обмена сообщениями). Учащимся обеспечивается возможность общаться в сети Интернет с учителями и друг с другом для достижения необходимых образовательных результатов. ДОТ типа «телеурок» и «телеприсутствие» применяются также и для обеспечения непрерывности образовательного процесса.


В настоящее время обозначились следующие направления применения ДОТ в гимназии:

  • дистанционная поддержка очного обучения;
  • обучение на дому;
  • карантин и плохие погодные условия;
  • сетевая работа научного общества учащихся;
  • предпрофильная подготовка школьников;
  • внеурочная деятельность по предметам;
  • перевод субботних занятий одного из классов начальной школы в дистанционную форму;
  • переход на ведение электронных журналов и дневников.

 

Системная работа по внедрению ДОТ в образовательный процесс позволила достигнуть определенных эффектов и результатов. Учителя начали более активно использовать имеющееся в школе материально-техническое обеспечение, АИС «Сетевой город», повысился познавательный интерес учащихся к предмету. Использование ДОТ позволяет эффективно работа с одаренными или слабоуспевающими детьми. Повысилась заинтересованность педагогов в использовании ДОТ. Применение ДОТ в обучении дает возможность учителям оптимизировать учебный процесс, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения. Повышается оперативность учебной деятельности. Появляется возможность использовать современные ресурсы. Повышается информационная компетентность участников образовательного процесса. Снижается негативное влияние отмены занятий в связи с погодными условиями. Образованием может быть наполнена вся жизнь обучающегося.


Применение ДОТ в полной мере дает возможность вывести на другой уровень взаимоотношений участников образовательного процесса, формирует единую образовательную среду для обеспечения самостоятельной работы учащихся. Повышение ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса положительно влияет на качество образования. Значительно улучшилась материально-техническая база гимназии, поставлено современное компьютерное оборудование, ЦОРы.


В 2011 г. гимназия стала базовой площадкой федеральной стажировочной площадки «Достижение нового качества общего образования через развитие инновационной инфраструктуры Алтайского края» по теме «Организация и осуществление дистанционного обучения школьников на основе АИС «Сетевой город» и сервисов сети Интернет». В декабре 2012 г. по итогам краевого конкурса «ИКТО-2012» гимназия стала обладательницей Гран-при «Образцовая городская ИКТ-школа». В 2013 г. гимназия получила статус базовой площадки инновационной инфраструктуры Алтайского края по теме «Внедрение и применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС».


12 марта 2012 г. на базе гимназии состоялось совещание и конференция в очно-дистанционной форме «Итоги, опыт и перспективы внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования Алтайского края», на которой были подведены промежуточные итоги, определены перспективы развития внедрения ДОТ, а также организованы мастер-классы и выступления участников проекта. В рамках работы секций конференции 2 работника гимназии представили свой управленческий и педагогический опыт.


17 мая 2012 года гимназией при поддержке ЗАО «Лаборатория Касперского» и АлтГУ была проведена секция «Проблемы информатизации образовательных учреждений на современном этапе» Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Непрерывное участие как ресурс региона». В рамках секции была проведена подсекция «Внедрение дистанционных образовательных технологий», которая проходила в форме мастер-классов педагогов. На мастер-классах были рассмотрены вопросы использования портфолио проектов в АИС «Сетевой край. Образование», систем мгновенного обмена сообщениями, сервисов для совместной работы над документами в сети Интернет, использования ресурсов Интернета в проектной деятельности учащихся, создания сайтов в конструкторах.


29 апреля 2013 г. в МБОУ «Гимназия №74» г. Барнаула состоялся семинар по теме «Развитие дистанционных образовательных технологий и электронного обучения». В работе семинара принимали участие заместители директоров общеобразовательных учреждений, ответственные за введение дистанционных образовательных технологий в школах и муниципальных органах управления образованием, всего 131 человек. Главной целью было обеспечение методической поддержки пилотных образовательных учреждений, внедряющих ДОТ в систему общего образования в 2013 г. и подготовка к созданию программ и планов внедрения ДОТ пилотными школами.


17 мая 2013 г. в МБОУ «Гимназия №74» прошла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Школа-IT 2013». Организаторами конференции выступили МБОУ «Гимназия №74», комитет по образованию г. Барнаула и ЗАО «Лаборатория Касперского». Целью конференции являлось развитие инновационной инфраструктуры Алтайского края, диссеминация передового опыта в части внедрения и применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательном процессе, решения вопросов информационной безопасности в образовательных учреждениях.


14 ноября 2013 г. на базе гимназии прошла секция «Информационные образовательные технологии в учебном процессе школы и вуза» всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Непрерывное образование как ресурс развития региона». Целью секции стало изучение российского опыта использования инновационных проектов, информационно-коммуникационных технологий для формирования единого образовательного пространства образовательных организаций региона в контексте нового закона об образовании. В секции в качестве докладчиков и слушателей приняли участие педагоги, руководители, заместители руководителей образовательных организаций Алтайского края, всего 78 человек.


В декабре 2012 г. в гимназии было проведено анкетирование о влиянии ДОТ на учебный процесс среди учителей и учащихся. По результатам анкетирования стало понятно, что на взгляд учителей, внедряющих ДОТ, а также детей, обучающихся с применением ДОТ, применение дистанционных технологий положительно влияет на учебный процесс.

 

Библиографический список

[1] Гребёнкин И.А., Муратов А.Ю. Реализация дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в школе средствами «Moodle» и «Сетевой город. Образование» (Учебное пособие). – Барнаул, 2012. – 80 с.

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1099 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий