Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы ОУ (из опыта работы заместителя директора)

21 ноября 2013 -

              Большинство наших педагогов имеет 10 и более лет работы в школе.  За это время на своем опыте убедились, что сегодня, когда коренным образом изменились социальная ситуация и отношения в обществе, встал вопрос об обновлении системы отечественного образования, причем не только в области содержания, но и в области форм и методов обучения и воспитания. Постепенно мы приходим к тому, что содержание образования становится не самоцелью, а средством приобретения личного опыта, условием самоопределения и самореализации личности. И это правильно, ведь лучших успехов в любой из сфер деятельности достигают те страны, кто имеет высокий интеллектуальный и творческий потенциал нации.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» акцентировано внимание на том, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей у обучающихся. Именно такой подход к образованию способствует формированию у них инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, быть конкурентоспособными. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.

В массовой общеобразовательной школе обучаются дети с разным уровнем интеллектуального развития, способностей к обучению.

Выявление, поддержка, развитие, социализация в рамках разноуровнего подхода обучающихся становится одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, края, страны. Образовательная практика показывает снижение заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и работе  как с одаренными учащимися, так и с детьми, имеющими средний и ниже среднего уровень обучаемости. 

Мы живем в постиндустриальном обществе. Мир, вступив в новую стадию развития – качественно изменился: стремительно обновляющийся поток информации, новые технологии приводят к быстрому устареванию знаний и делают процесс обучения постоянным и непрерывным, «образованием длительностью в жизнь». В этом контексте проблема формирования высокой информационной культуры личности и освоения Интернет-технологий приобретает особое значение, а поиск способов ее формирования становятся приоритетным направлением модернизации сферы образования. Дистанционные образовательные технологии открыли обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации. Это повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. 

В настоящее время идея внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы школы не нова. 

Цель: создание   современными средствами ИКТ условий для индивидуализации обучения, построение адекватной запросам личности индивидуальной образовательной траектории, развитие творческого потенциала разных категорий обучающихся.

Главная идея  заключается в создании условий для оптимального развития всех категорий обучающихся, в том числе и одаренных школьников (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, посредством привлечения возможностей дистанционных образовательных технологий.

            Задача школы  — не дать затеряться ребёнку в общей массе школьников, не казаться безнадежно потерянными для развития интеллектуального потенциала России, для пользы общества.    

Внедрение ДОТ в образоваельно-воспитательный процесс происходит через реализацию внутришкольной модели.

Внедрение ДОТ осуществляется два года. В рамках данного пилотного проекта реализуются дистанционные спецкурсы по истории России (10, 11 класс, базовый уровень, Раздел «Советский Союз в годы Великой Отечественной войны», «Как подготовиться к ЕГЭ», результат: качественное усвоение учебного материала, выполнение заданий различного уровня(тесты, эссе, локальные проекты, работа с фото- и видеоматериалами, создание виртуальных таблиц карточек) и информатике (реализация за счет часов компонента ОУ учебного курса в 7 классах «Введение в информатику» (1 час, http://lms.alted.ru)   Данный курс является пропедевтическим для обучающихся, начинающих знакомство с новым предметом «Информатика и ИКТ». (УМК по предмету«Информатика и ИКТ» для 5-7 классов, автор Босова Л. Л., 2012.) В рамках классно-урочной системы и в дистанционной форме происходит знакомство с теоретической информацией (просмотр презентаций, лекции, видеоролики и т.д.), выполнение практических заданий, ответы на вопросы к каждому разделу, а в конце курса создается итоговый мультимедиапроект. В качестве эффектов можно выделить следующее:более четкий и системный  контроль результатов обучения, развитие у учащихся большего интереса к знаниям,  интенсификация учебного процесса; повышение эффективности и качества обучения.

Этим обусловлена новизна и актуальность реализации ДОТ — они призваны обеспечить ориентиры поступательного развития одного из направлений деятельности школы – работы с обучающимися посредством привлечения возможностей дистанционных образовательных технологий. Учителями-предметниками в рабочих программах по предметам внесены уточнения по использованию ЭОР. На сайте школы имеется картотека ЭОР, периодических изданий для обучающихся и педагогов, правила пользования БИЦ, план работы и положение по БИЦ. Есть журнал выдачи ЭОР. Создана соответствующая нормативно-правовая база реализации проекта. Организация информационной поддержки внедрения ДОТ осуществляется через БИЦ школы и сайт ОУ. Поскольку под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника, то учителя школы, не имеющие пока курсовой подготовки по внедрению ДОТ в УВП, реализуют ЭОР в рамках своих уроков, согласно рабочей программе по предмету.

К сожалению, для реализации образовательных программ с использование ДОТ нет пока мобильных компьютеров, оснащённых веб-камерой, колонками, наушниками, имеющих достаточную производительность для работы с ЦОРами и видеоресурсами, низкая скорость Интернета.

Применение дистанционных технологий для обучения и развития школьников может рассматриваться как альтернатива индивидуального обучения и развития творческого и организаторского потенциала. При этом значительно развиваются навыки самостоятельной работы, исследовательской деятельности, проектирования коммуникативные навыки. Важнейшее достоинство дистанционного обучения заключается, прежде всего, в том, что при его организации появляется реальная возможность наиболее полно учитывать индивидуальные особенности ребенка и его образовательные потребности. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования и развития  творческого и организаторского потенциала обучающихся.

Использование технологий дистанционного обучения позволяет:

         индивидуализировать процесс обучения;

         повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек, БИЦ;

         войти в единый краевой портал.

Дистанционные образовательные технологии эффективны и для повышения квалификации педагогов, работающих с разными категориями школьников. Это и дистанционные конференции, вебинары, сетевые профессиональные сообщества, в том числе на базе АКИПКРО, курсы и конкурсы федерации Интернет-образование, дистанционные проекты и олимпиады центра "Эйдос"; ДOO (дистанционные предметные олимпиады на сайте МИН.ОБР. и других), мастер-классы, профильные классы по предметам для учащихся; профессиональные конкурсы «Педагогический олимп», Педагогическая олимпиада   и т.д.

Постоянно происходит организация обмена опытом по внедрению ДОТ. В течение учебного года проводятся обучающие семинары как для учителей школы, так и для педагогов других ОУ, открытые уроки, мастер-классы с использованием дистанционных технологий для педагогов школы и города. Группа учителей, внедряющих пилотный проект по внедрению ДОТ, приняла активное участие в открытом школьном педагогическом совете («Интерактивные формы работы как инструмент деятельности педагога в инновационном поле школы», городских семинарах учителей физики «Урок физики в преддверии ФГОС», учителей естественнонаучного цикла «Современный урок в рамках реализации системно-деятельностного подхода», учителей музыки «Духовно-нравственное воспитание посредством музыки». Сегодня педагогами начальной школы создается модель сетевого взаимодействия с родителями и дистанционные педагогические курсы для родителей.

Дистанционные проекты способствуют развитию творчества, инициативности, помогают осознать, сравнить свои собственные умения со способностями одноклассников, коллег, позволяют выстроить собственную траекторию личностного саморазвития и успеха. При этом среда дистанционных форм обеспечивает интенсивный образовательный рост, в некоторых случаях в условиях «повышенной сложности». 

            Наряду с традиционным способом организации обучения дистанционные образовательные технологии оказываются достаточно эффективными. Их развитию способствует ряд факторов и, прежде всего, оснащение школы  мощной компьютерной техникой, спутниковым оборудованием и развитие сообщества сетей Интернет.

Сегодня, не имея мощных лабораторий и научной базы, не составляет большого труда найти нужную информацию воспользоваться окружающей каждого учащегося техникой: персональным компьютером, ноутбуком, нетбуком, смартфоном и т.д., и оформить свою идею в виде мультимедийной презентации, проектов, информационной  продукции (буклетов, брошюр, эл. писем и т.д.). Взяв за основу уже существующую элементную базу, подбирается набор функций, разрабатывается конструктивная схема, дизайн, придумываете свою «изюминку» – и вскоре можно демонстрировать готовый продукт.

            Школьный сайт — универсальное и эффективное средство, позволяющее донести до аудитории необходимую информацию — расписание уроков, события школьной жизни, анонс предстоящих мероприятий, фотографии, проекты учеников и учителей. Школьный сайт также может стать средством общения с администрацией школы и включать множество других полезных функций. Школьный сайт является институциолизированным публичным органом информации, доступ к которому открыт всем желающим.

При подведении промежуточных итогов работы по внедрению ДОТ можно отметить следующее:  

1.         повышается общая успеваемость по школе;

2.         происходит повышение % качественной успеваемости по школе;

3.         намечается увеличение доли обучающихся с применения ДОТ;

4.         увеличивается охват школьников участием в разнообразных видах и формах деятельности с применением ДОТ состязательного и творческого характера, организуемых на различных уровнях;

5. виден рост продуктивной активности личности в образовательной среде: положительная динамика процента участников и призеров дистанционных конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;

6. виден рост обучающихся и педагогов (в рамках НОУ), занимающихся дистанционным проектированием, осваивающих бизнес-технологии, в том числе в рамках спец. кусов и стажерской практики в рамках стажёрской площадки по направлению «Управление профессиональным развитием педагогических кадров» с темой «Управление профессиональным развитием педагогических кадров посредством бизнес-технологий и социального проектирования»;

7. повышается ИКТ-компетентность и уровень информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя: вырос % использования в работе ДОТ, ИКТ;

8. увеличивается доля педагогических работников ОУ,    прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы в рамках ДОТ

9. увеличивается число педагогов от количества участвовавших, ставших победителями и призерами конкурсов профессионального мастерства;

10. ДОТ рассматриваются как инновационная составляющая учебно-воспитательного процесса и одна из возможностей достижения нового качества образования.

           Результаты ежегодной анкеты «Влияние дистанционных образовательных технологий на учебный процесс» показывают, что, согласно 10-балльной шкале, уровень удовлетворенности качеством предлагаемых в рамках реализации ДОТ  образовательных  дистанционных и ИКТ услуг, в 2011-2012 уч.г. составил 6,9 (69 %), в 2012-2013 уч.г. – 7,4 (74%).

Рейтинг: +2 Голосов: 2 2486 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий