Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение как средство формирования ИКТ - компетентности участников образовательного процесса

22 декабря 2014 -
article111.jpg

Шуткова Людмила Сергеевна, учитель начальных классов,

тьютор инновационной площадки МБОУ «СОШ № 11» города Рубцовска

В настоящее время система образования должна работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях. От этого зависит реализация  планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации.

Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования. От неё зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.

Современный образовательный процесс на всех ступенях обучения должен отличаться ярко выраженной профессиональной направленностью, необходимостью оперировать большими и разнообразными информационными массивами в различных областях человеческого знания, ориентацией на техническую оснащенность окружающего мира. Школьное образование призвано сформировать базовые умения для жизни в информационном обществе.

По ряду причин все вопросы информационной подготовки нельзя решить только в учебное время – на уроках. Большую роль в реализации поставленных задач может сыграть обучение, основанное на применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, организованное в одном из режимов – онлайн (использование ВСК)  или оффлайн (дистанционные курсы).

За последние годы во многих образовательных учреждениях, в том числе и нашей школе, сложилась система формирования ИКТ-компетентности участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, администрации, родителей), составными элементами которой можно считать информационно-образовательную среду и деятельность в ней, в том числе в дистанционном режиме.

Вот некоторые составляющие, из которых складывается ИКТ-компетентность:

         наличие общих представлений в сфере ИКТ;

         наличие представлений об электронных образовательных ресурсах;

         владение интерфейсом операционной системы;

         наличие общих представлений в сфере мультимедиа;

         владение навыками пользователя офисных технологий в контексте работы (ввод текста с клавиатуры и приёмы его форматирования; вставка и форматирование таблиц; подготовка простых текстовых документов, содержащих графические элементы, типовые приёмы работы с встроенными инструментами векторной графики; вставка форм, формирование опросов учащихся; приёмы подготовки педагогически целесообразных презентаций; приёмы построения графиков и диаграмм; приёмы сканирования и оптического распознавания текста; простейшие приёмы использования audio-video форматов в документах и презентациях; приёмы работы в режиме рецензирования документа; основные приёмы работы с редактором формул; приёмы работы с электронными таблицами (простые расчёты, построение графиков, диаграмм); приёмы работы со стилями текста, надстрочными и подстрочными символами, дидактических средств по предметной области и рабочих документов; владение техникой подготовки графических иллюстраций)

         владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями(приёмы навигации и поиска информации, её получения и сохранения в целях последующего использования в учебном процессе; приёмы поиска, подбора и аннотирования Интернет-ресурсов предметного содержания; представления о Web-форумах и чатах, этике общения в Интернете; приёмы работы с электронной почтой и телеконференциями)

         владение основами технологии построения web-сайтов(представление о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта; представления о структуре web-страницы; простейшие приёмы сайтостроения, обеспечивающие возможность представления образовательной информации в форме сайта – файловой системы).

ИКТ-компетентность – это готовность и способность участников образовательного процесса работать по-новому. Она определяется изменениями, которые происходят с ними и их отношениями в школе и за ее пределами.

Для каждого участника образовательного процесса она выражается в разных подходах:

         «дети» (нацеленность на использование ИКТ-технологий в учебном процессе, в жизни, участие в проектной деятельности, использование компьютера и Интернет дома, в том числе для освоения материала в дистанционном режиме);

         «учителя» (ИКТ-грамотность учителя информатики, учителя-предметника, использование ИКТ в предметных областях, обучение и консультации других учителей, использование ИКТ в управлении уроком, проектной, внеурочной деятельностью в том числе в дистанционном режиме, в работе с родителями, внешним миром и т.п.);

         «родители» (ИКТ-грамотность, подходы «ИКТ — информатика», «ИКТ – в предметной области», использование ИКТ для сотрудничества с ребенком и педагогом, повышение общей эрудиции, родительское собрание и родительский комитет и т.п.);

         «администрация школы» (активная и открытая позиция, грамотность, понимание и решение проблем, поддержка ИКТ-инициатив, управление школой с помощью ИКТ-технологий,  мотивирование участников процесса информатизации, в том числе к применению дистанционных образовательных технологий и электронного обучения и т.п.).

С целью оптимизации информационно-технических ресурсов образовательного учреждения, в каждой школе создаются условия для развития ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса, организации информационно насыщенной среды. С этой целью в нашей школе и разработан и успешно внедрен проект «Дистанционное обучение», который позволяет регламентировать процесс информатизации образования, и направлен на повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса.

Данный проект обеспечивает доступ всех участников образовательного процесса к качественным информационным ресурсам, создает условия для формирования коммуникативной культуры всего школьного сообщества.

Площадками для работы в этом направлении являются сайт МБОУ «СОШ № 11», сайт СДО Moodleи АИС «Сетевой Город. Образование» МБОУ «СОШ № 11», на которых осуществляется оффлайн-взаимодействие (т.е. в отложенном времени). Для онлайн-взаимодействия используются разные системы ВКС.

Почему же, говоря о формировании ИКТ-компетентности участников образовательного процесса, одну из ведущих ролей мы отводим именно дистанционным образовательным технологиям и электронному обучению?

Следует немного рассказать о возможностях двух систем дистанционного обучения, которые использует наше ОУ, чтобы ответить на этот вопрос.

СДО Moodle.  Основным средством обучения, используемым в этой системе дистанционного обучения, являются дистанционные курсы. Разработчиками системы созданы такие инструменты, которые помогают педагогу самостоятельно разрабатывать и запускать в работу дистанционные учебные курсы. Для того чтобы создать дистанционный курс, педагог должен знать определенные функциональные возможности системы, уметь в ней работать, начиная от регистрации пользователей и создания оболочки курса до его полного наполнения разнообразными ресурсами.

Дистанционные курсы, разработанные в СДО Moodle могут включать в себя:

         ресурсы курса (статические элементы)— это его содержимое (контент), т.е. теоретические материалы для изучения, которые педагог размещает в разделах курса. Они могут быть представлены в виде файлов, которые загружаются в базу данных Moodle или в виде ссылок на внешние сайты. Система Moodle позволяет использовать в качестве ресурсов курса самые разнообразные форматы электронных документов (формат doc, odt, pdf, ppt, wav, mp3, avi и др.)

А чтобы это сделать педагогу и нужно расширять свои возможности в части электронного сопровождения учебного процесса, т.е. повышать ИКТ-компетентность.

         активные элементы, в том числе совместной работы — организация деятельности, выходящей за рамки обучения с использованием ресурсов дистанционного курса.

Система дистанционного обучения Moodle под активными элементами в основном понимает организацию общения между участниками дистанционного взаимодействия (глоссарий, форум, чат, обмен сообщениями и т.п.). Также речь может идти об организации проверки знаний (тесты, задания и т.п.). И вновь, если педагог сам не владеет этими технологиями, вряд ли будет возможно такое взаимодействие. Поэтому приходится осваивать новые технологии в части именно дистанционного онлайн или оффлайн взаимодействия.

         лекциянабор текстовых страниц и вопросов, отвечая на которые ученик двигается дальше или возвращается на предыдущий уровень.

         опрос— механизм, позволяющий задать участникам образовательного процесса вопрос с выбором одного или нескольких вариантов ответа. Используя опрос, можно в кратчайшие сроки узнать мнение участников по тому или иному вопросу на основе Интернет технологий.

         электронный семинар— вид занятий, где участники не видят друг друга, а обмениваются только тестовыми сообщениями, могут проходить в режиме реального времени и отложенного. Наиболее распространенная форма – «вопрос-ответ» или доклад. Участники дистанционного обучения обмениваются сообщениями, оценивают результаты работы друг друга, дискутируют. При такой организации взаимодействия возрастает доля самостоятельной работы уже в дистанционном режиме.

         тесты— основное средство контроля знаний в системе дистанционного обучения Moodle.

Говоря о СДО Moodleкак средстве повышения ИКТ-компетентности педагога, не следует забывать, что в процессе дистанционного взаимодействия между учителем и учащимися, учителем и родителями как бы, между прочим, происходит и повышение уровня ИКТ-компетентности других участников образовательного процесса – дети выполняют задания дистанционных курсов педагога, а значит, осваивают работу с электронными ресурсами, учатся работать в форумах, чатах, обмениваться сообщениями, учатся загружать в систему выполненные задания,  или выполнять задания непосредственно в системе. Что же касается родителей, дистанционные курсы СДО  Moodleповышают и их ИКТ-компетентность, как участников образовательного процесса. Ведь, как правило, на начальных этапах они работают вместе с детьми – осваивают новые технологии. Педагог может разрабатывать дистанционные учебные курсы и для родителей по вопросам учебной программы, подготовки к итоговой аттестации, воспитательной работы, организовывая совместные проекты.

АИС «Сетевой Город. Образование» — это система, модули которой также позволяют организовывать дистанционное обучение и взаимодействие:

         почта

         форум

         доска объявлений

         электронный журнали дневник

         каталог ссылок

         личный портфолио

         портфолио проектов

Как видим, возможности системы достаточно велики. Чем большее количество модулей использует педагог и привлекает к этому детей и родителей, тем информирование становятся все участники образовательного процесса, т.е. повышается их ИКТ-компетентность.

Что же касается административных работников школы, то чтобы отслеживать, как происходит процесс обучения с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, они сами должны быть компетентны в вопросах ИКТ.  Поработать с дистанционным курсом, оценить его качество и соответствие требованиям, возможно, поучаствовать в опросе, написать сообщение в форум, чат, просмотреть ссылки на Интернет-источники, провести Интернет-анкетирование.

Таким образом, в условиях взаимодействия в единой информационно-образовательной среде ОУ становится насущной потребность повышения ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса.

      Внедрение ДОТ и ЭО в образовательный процесс ОУ свидетельствует о том, что современная образовательная политика школы предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет — ресурсов для формирования информационной  компетентности участников образовательного процесса, что предполагает наличие высокого уровня  информационной культуры и изменение образовательной среды школ как основы, призванной обеспечить устойчивое развитие образования в школе и как следствие — повышение качества образования.

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 929 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий