Настройка связки BigBlueButton+Moodle на площадке школы для применения ВКС в процессе ДО

26 ноября 2013 - Иван Григорьев
article72.jpg

Дистанционные обучающие технологии (ДОТ)— совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Внедрение дистанционных технологий в процесс обучения в школе предоставляет учителю широкий спектр возможностей по использованию инновационных форм проведения урока. Урок – это фундаментальная составляющая системы обучения в школе, а дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.

Дистанционные учебные занятия многообразны:

1. Анонсирующие занятие. Цель — привлечение внимания учащегося, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки.

2. Вводное занятие. Цель — введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт учащегося. Может быть записано как видеолекция, например, в формате AVI.

3. Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащегося. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии i-chat.

4. Дистанционное тестирование и самооценка знаний.

5. Выполнение виртуальных лабораторных работ.

6. Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть участники учебного процесса имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы.

7. Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты. Характерна структурой и регламентом. Предварительно моделируется, преподаватель делает заготовки и продумывает возможные реакции на них учащихся. Синхронные занятия могут проводиться с помощью телевизионных видеоконференций и компьютерных форумов. В педагогическом аспекте проведение группового занятия в режиме видеоконференции не отличается от традиционного, так как участники процесса видят друг друга на экранах компьютерных мониторов или на экранах телевизора. Компромиссным вариантом синхронных групповых занятий, семинаров является текстовый форум, с одной стороны он позволяет вести обсуждение с максимальной степенью интерактивности, с другой стороны он требует минимальных ресурсов.

8. Асинхронная телеконференция. Выступления участников публикуются в Интернет в виде развернутых заранее отредактированных текстов по мере поступления в течение длительного времени.

9. Веб-занятие. Может быть оформлено в виде лабораторной работы и др. Применяются компьютерные программы, моделирующие веб-занятия. В течение веб-занятия происходит обмен информацией посредством, например, chat или ICQ.

10. Олимпиада. Характерна творческими открытыми заданиями. Очень эффективная форма контроля с элементами обучения. Проводятся с помощью электронной почты или в реальном времени посредством chat или ICQ.

11. Веб-квест. Веб-квест (webquest) в педагогике — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Учащиеся самостоятельно проводят поиск информации в ресурсах Интернет или на рекомендованных электронных носителях, выполняя задание учителя либо под влиянием личной мотивации.

12. Вебинар (происходит от двух слов: web — «сеть» и «семинар») ─ это семинар, который проходит по сети. Вебинары делят на собственно вебинары, которые предполагают двустороннее участие преподавателя и учеников, и веб-касты, веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: один человек делает доклад, остальные его слушают (смотрят, читают).

13. Урок с использованием видеоконференцсвязи (ВКС). Такой тип урока не отличается от традиционного. Урок проходит в реальном режиме времени.

Площадки, которые применяются в школе для использования ДОТ в образовательном процессе должны иметь техническую возможность использовать это многообразие. В большинстве школ края в качестве основной среды для использования ДОТ является MOODLE (http://moodle.mihschool-1.ru). Это отличная среда, тем более, что она бесплатная и интуитивно понятная в освоении учителями. Для нее уже подготовлено множество различных описаний технологий работы, мануалов и прочего, в которых отчетливо подчеркнуты основные плюсы и указаны технические недостатки. Одним из таких недостатков является отсутствие возможности использовать вебинары и ВКС, так как MOODLE «из коробки» не содержит программных средств для их настройки и реализации. Казалось бы, в чем проблема? Можно использовать сторонние технологии для проведения уроков в режиме вебинаров и ВКС, установив их на площадку школы. Сторонние технологии и сервисы условно можно разделить на две больших категории: платные и бесплатные. Платные технологии качественны, но стоят очень больших денег, просто непосильных бюджетам большинства школ. Бесплатные — либо не обладают проработанным качеством, либо настолько заморочены с настройками, что в школе просто не найдется квалифицированного специалиста для их настройки.

Поиски подходящей площадки для проведения вебинаров и ВКС привели меня к системе BigBlueButton. Это открытое программное обеспечение для проведения веб-конференции. Система разработана в первую очередь для дистанционного обучения. Имеет программную интеграцию с Moodle. Основные возможности и настройка системы полностью представлены и прописаны на сайте http://bigbluebutton.org/. Коротко возможности системы можно описать так:

  • BigBlueButton поддерживает наличие нескольких аудиодорожек и обмен видео, возможность показа презентаций, документов Microsoft Office и OpenOffice, изображений, PDF документов

  • поддерживаются расширенные возможности доски — такие, как указатель, масштабирование и рисование, доступ к рабочему столу

  • для обратной связи со слушателями веб-конференции существуют публичные и приватные чаты

  • интегрирована VoIP на базе FreeSWITCH

  • пользователь может войти в конференцию либо как зритель либо как модератор. Как зритель, пользователь может присоединиться к голосовой конференции, использовать web-камеру, поднять руку (попросить слово), и общаться с другими людьми. В качестве модератора, пользователь имеет возможность отключить / включить микрофон любого зрителя, удалить любого зрителя из веб-конференции, а так же передать слово любому зрителю для выступления (сделать любого пользователя ведущим). Ведущий может загружать презентации, документы, использовать доску.

Хотя компоненты имеют открытый исходный код, клиент BigBlueButton зависит от расширения для браузера для Adobe Flash платформы. Сервер BigBlueButton работает на Ubuntu 10.04 32-битной или 64-битной версии и может быть установлен как из исходного кода, так и из пакетов Ubuntu. BigBlueButton может быть загружен в качестве образа для виртуальной машины (VM), который выполняется на компьютерах как под управлением ОС Windows так и под Linux.(Эксперименты с образами виртуальной машины успехом не увенчались)

Для установки BigBlueButton (BBB) на площадке школы не нужно особых знаний программиста или системного администратора. По моему мнению, эту систему вполне может установить рядовой учитель информатики (знакомый с ОС Linux Ubuntu) по инструкцииустановки на сайте разработчика. Для установки необходимо провести следующие мероприятия:

  1. Подготовить компьютерную единицу (Сервер), соответствующую требованиям:

  • Ubuntu 10.04 64-bit или 32-bit

  • 4Гб оперативной памяти (8 GB рекомендуется)

  • процессор Quad-core 2.6 GHZ CPU

  • открытые порты 80, 1935, 9123

  • 500Гб свободного места на жестком диске для ведения записи сеансов

  1. Организовать с помощью провайдера беспрепятственный выход в Интернет для подготовленного Сервера.

  2. Установить BigBlueButton с помощью инструкции https://code.google.com/p/bigbluebutton/wiki/InstallationUbuntu.

  3. Для проверки системы установить режим демо-доступа (описан в той же инструкции) и с помощью учащихся протестировать пороговое количество подключений для комфортной работы всех участников в режиме видео-аудио вещания.

  4. Установить дляMoodle дополнения в виде модулейимеющиеся на официальном сайте https://moodle.org/plugins/view.php?plugin=mod_bigbluebuttonbnи https://moodle.org/plugins/view.php?plugin=mod_recordingsbn.

  5. Настроить в системе Moodle модуль BigBlueButton для создания в курсах ВКС. Для этого в терминале Сервера нужно командой bbb-conf --salt получить URL и Salt, внести их в соответствующие поля настройки модуля BigBlueButton в Moodle.

  6. Вот и все, связка настроена и теперь каждый Создатель курсов вашего Moodle может в своем курсе создавать и использовать ВКС, но согласовано с другими создателями, чтобы не перегружать Сервер.

Подобный сервер у нас в школе действует уже более года, причем он установлен на компьютере менее мощном, по сравнению с минимальными требованиями. Сервер комфортно выдерживает до одновременных 26 подключений в режиме видео-аудио совещания, до 78 подключений в режиме веб-каста, до 10 подключений в режиме трансляции рабочего стола.

На данный момент ВКС активно используется учителями при организации дистанционных уроков, консультаций, надомного обучения и организации заседаний районного методического объединения учителей информатики и ИКТ.

Рейтинг: +3 Голосов: 3 9097 просмотров
Комментарии (1)
Александр # 7 февраля 2018 в 15:15 0
Где-то именно это решение уже применяется и имеется опыт эксплуатации?
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев