Информационная карта мастер-класса "Создание дистанционного учебного курса по биологии"

           Использование дистанционных технологий позволяет учащимся заниматься самостоятельно в удобное для них время, общаться со многими преподавателями и с другими учащимися через форумы, службу обмена сообщениями системы дистанционного обучения "Moodle", электронную почту и Интернет, дает возможность получать широкий спектр дополнительной и разнообразной информации. Работа в процессе дистанционного обучения полезна и самим учителям, так как позволяет познакомиться с возникающими особенностями в использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включить в работу различные виды деятельности: познавательную, практическую, поисковую, эвристическую и личностно-ориентированную. Тем самым, современный учебный процесс позволяет рассматривать учителя как организатора и консультанта, а учащегося как активного исследователя, самостоятельно работающего над поставленными задачами и широко использующего для получения необходимых знаний информационные технологии.

Необходимо отметить особое преимущество при дистанционном обучении: это возможность дальнейшего использования предоставленных материалов. Это относится и к лекциям, и к фрагментам фильмов, и к тестовым заданиям, к учебным модулями к видео иллюстрациям: можно просто по темам перенести на электронный носитель богатейший собранный банк заданий и потом на любом уроке использовать его или поделиться с коллегами.

Целью моей деятельности является: повышение эффективности обучения биологии путём внедрения дистанционных образовательных технологий.

Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:

  •  создание организационно-педагогических условий эффективного использования информационных технологий в преподавании биологии;

  •  обеспечение возможности обучения биологии с использованием дистанционных технологий;

  •  обеспечение доступности качественного общегообразования на базовом и профильном уровнях;

  •  организация дифференцированного или индивидуального обучения при изучении отдельных тем курса: для слабых учащихся или очень сильных учащихся;

  •  усиление личностной направленности процесса обучения, интенсификация самостоятельной работы обучающихся;

  •  обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина, невозможности посещения занятий по причине погодных явлений и т.п.

  •  свободное использование различных информационных ресурсов для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время.

            В рамках системы Moodle мною созданы  и постоянно развиваются курсы по биологии (5-11 класс), элективные курсы (9-11 класс), курсы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Курсы публикуются в информационно-образовательной среде школы (http://mihschool-1.ru), на сайте МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа №1» Михайловского района Алтайского края, и доступны ученикам для просмотра или скачивания материалов, а также публикации выполненных заданий или выполнения их непосредственно в курсах, в том числе в форме тестирования.

Основой для информационного наполнения курсов являются собственные разработки (http://sestra1980.wix.com/karpenko), материалы ФИПИ (http://www.fipi.ru), РЕШУ ЕГЭ (http://bio.reshuege.ru), демонстрационные версии КИМов (http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory), пособия по подготовке к экзаменам, материалы сайта Единая коллекция ЦОР (http://school-collection.edu.ru), материалы учителей, размещенные в сети Интернет(http://www.uchportal.ru/dir/10).

Безусловно, каждый из нас ищет наиболее эффективный путь подготовки учащихся к сдаче основного государственного экзамена!

Курс по биологии «Систематизация знаний в рамках подготовки к ОГЭ 2017» предназначен для факультативных занятий по биологии в 9-х классах, рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю), предназначен для учащихся предпрофильных химико-биологических классов.

Предлагаемый курс позволяет провести целенаправленную подготовку учащихся школы к ЕГЭ по биологии, познакомить учеников с различными типами заданий, которые входят в диагностические и экзаменационные работы, и способствует систематической работе учителя по формированию общеучебных умений и навыков.

Целью использования курса по биологии «Систематизация знаний в рамках подготовки к ОГЭ 2017» является создание оптимальных условий в подготовке к ОГЭ по курсу «Биология».

Дистанционный курс включает ряд компонентов:

  •  введение (содержит пояснение к курсу, рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики для глаз и для профилактики общего утомления);

  •  необходимое техническое обеспечение;

  •  нормативно-правовую базу;

  •  ИНТЕРНЕТ-ресурсы, рекомендуемые для самостоятельного поиска информации,

  •  Информацию об экзамене, демоверсию, кодификатор, спецификацию.

Учебный курс создан в формате Форма – структура. Данный формат предполагает разбивку курса на темы. При создании курса в данном формате указывается количество тем, и система создает для каждой темы отдельный раздел. Разделы соответствуют темам школьной программы.

Каков же алгоритм проектирования темы в системе Moodle? Рассмотрим на примере изучения задания 3 «Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство Грибы».

Среда Moodle содержит богатый выбор ресурсов, которые позволяют наполнить блок учебным материалом, предназначенным для изучения нового. Для этого выбирают такие ресурсы как файлы, папки, страницы, гиперссылки, пояснения. Информационная часть блока должна быть разнообразна, что позволит формировать одно из метапредметных умений – умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

В начале каждой темы имеется ресурс Пояснение. По обыкновению он используется, чтобы ввести заголовок или короткое описание раздела. Это текст или график, которые вы можете расположить не на отдельной веб-странице, а непосредственно в рамке раздела. В Пояснении я указываю инструкции для успешного выполнения учащимися заданий в текущем задании. Обязательно напоминаю учащимся о режиме работы за компьютером.

Категория Знать содержит Ресурсы. Под Ресурсами подразумеваются все учебные материалы, размещенные на сервере и доступные для самостоятельного изучения. Информация может быть предоставлена обучающемся в любом формате. Это могут быть презентации, видеоролики, аудиоролики, графические файлы, электронные учебники, вводные и модульные лекции, выполненные в виде телелекций, слайдлекций и аудиолекций, гиперссылки, с помощью которых пользователь может получить доступ как к файлам Вашего сайта, так и к ресурсам, размещенным в сети Интернет. Каждый ресурс сопровождается инструкцией по его использованию. В разделе Знать я размещаю теоретический материал: презентации, папки с презентациями, видеоуроки, текстовые и веб-страницы, ссылки на Интернет — ресурсы.

Достижение результатов обучения не возможно без организации обратной связи – различных средств контроля. Здесь среда  Moodle вносит разнообразие в спектр известных средств контроля, позволяет контроль в дистанционном  режиме. У учителя появляется возможность конструировать тесты разного вида. Преимуществом таких тестов является возможность тестирования как на уроке, используя мобильный класс, так и дома. Это расширяет круг участников тестирования: ученики, находящиеся временно дома по болезни, состоящие на надомном и домашнем обучении, систематически пропускающие уроки по причине спортивных сборов, временно отсутствующие в регионе.

Категория Проверка знаний содержит элемент Тест — основное средство контроля знаний. Конструирование тестов требует от учителя дополнительного времени, но эти затраты оправданы, так как проверка автоматизирована.

Учитель сначала формирует базу тестовых вопросов, потом включает их в тесты и назначает вопросам разные параметры (время, место и продолжительность тестирования, количество попыток, весовые коэффициенты вопросов, показывать ли комментарии учителя и правильные ответы и т.п.). Тесты могут быть с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, на соответствие, эссе и др. Тесты могут быть обучающими (показывать правильные ответы) или контрольными (сообщать только оценку). В задании 3 учащиеся выполняют тренировочный тест 3. Количество попыток на прохождение теста при формировании которых система случайным образом выбирает вопросы, я не ограничиваю. Соответственно у одного ученика не будет происходить дублирование предыдущей попытки. На работу с тестом установлено ограничение времени – 10 минут (на выполнение 10 вопросов). После прохождения учащимися теста, педагог может зайти в журнал оценок и провести анализ работы.

Взаимодействие обучающихся и организаторов образовательного процесса СДО Moodle осуществляется через семинары, форумы, чаты. Форум – это инструмент, который используется для общения, для организации дискуссий на сайте. После создания темы каждый участник дискуссии может добавить к ней свой ответ или прокомментировать уже имеющиеся ответы. Для того чтобы вступить в дискуссию, пользователь может просто просмотреть темы дискуссий и ответы, которые предлагаются другими. История обсуждения этих проблем сохраняется в базе данных. На форуме «Обсуждение заданий» учащиеся имеют возможность задать интересующий вопрос, а также принять участие в обсуждении вопросов других учащихся, записанных на этот курс.

Последний ресурс, содержащийся в теме – это Рефлексивная анкета. В настоящее время задача формирования и развития рефлексивных навыков рассматривается как одна из главных линий модернизации образования. Рефлексивные анкеты ориентированы на развитие рефлексивных способностей обучающихся. Вопросы в анкете подбираются и формулируются таким образом, чтобы помочь обучающимся в анализе и осмыслении собственного опыта учения и достигнутых результатов.

Варьируя сочетания различных элементов курса, можно организовать изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий

Учитель может отслеживать и контролировать деятельность своих учащихся, с целью корректировки знаний и устранению пробелов. Для этого предоставлена возможность экспортировать отчёт и выбирать учащихся, которых учитель хочет проконтролировать.Результаты всех учащихся собраны по пройденным тестам в сводные итоговые таблицы. Что позволяет осуществлять мониторинг по каждому из учащихся.

В заключении 

          Введение в процесс обучения биологии дистанционных курсов дало свои результаты. Факультативный курс по биологии «Систематизация знаний в рамках подготовки к ОГЭ 2017» позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, а также заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические знания. Анализируя все составляющие дистанционной формы обучения наряду с традиционной формой преподавания, можно сделать вывод, что активное внедрение современных информационных технологий значительно увеличило эффективность и удобство образовательного процесса и позволило достичь нового уровня в обучении. Дистанционное образование можно сделать качественным и конкурентоспособным, но это дело не одного дня. Технические возможности образовательной среды и технические информационно-коммуникативные средства обучения позволяют скорректировать учебные материалы в соответствии с требованиями стандарта образования и возможностями учащегося.

Работа по разработке дистанционных курсов мною продолжается. Могу сказать, что в ходе работы в системе Moodle я не только усовершенствовала свои навыки работы с современными средствами коммуникаций, но и открыла для себя новые педагогические аспекты: «Мы все потенциальные учителя, а также учащиеся — в истинной среде совместной работы мы оба»; или «Среда обучения должна быть гибкой и адаптируемой».

В рамках этого выступления невозможно описать все возможности СДО Moodle. Моей целью было познакомить слушателей с основными возможностями системы Moodle и показать, каким образом можно использовать ее для создания курса дистанционного обучения.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 224 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий