Информационная карта мастер-класса "Возможности СДО Moodle для проведения дистанционных олимпиад по биологии и экологии"

В современном мире трудно представить жизнь человека без информационных технологий, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Не вызывает сомнения тот факт, что сегодня без широкого использования информационно-коммуникационных технологий построить учебный процесс очень сложно. Способность учителя решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационно-коммуникационных технологий становится важной составляющей его профессионализма.

Перспективная система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, умениями и навыками самообразования, а также самостоятельной и творческой деятельности в течение всей активной жизни человека. В последнее время в образовательной сфере предлагаются различные технологии и формы обучения, позволяющие повысить уровень и эффективность образования. Технология дистанционного обучения (ДО) является одной из наиболее прогрессивных, зародившись в конце XX столетия, она вошла в XXI в. как одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки учащихся.

Система дистанционного обучения рассматривает учащегося как субъекта обучения, а образовательный процесс направлен не столько на трансляцию знаний, сколько на развитие познавательных способностей. При этом функции педагога варьируют от информационно-контролирующих до консультационно-координирующих.

Следует отметить, что применение СДО Moodle позволяет реализовать принцип дифференциации и индивидуального подхода к обучению, вследствие того, что можно составить задания разного уровня сложности для учеников. СДО Moodle дает возможность ученикам распоряжаться своим временем, решать, когда лучше приступить к занятию. Это очень важно в условиях загруженности детей внешкольным образованием, кружками и спортивными секциями. Широкие образовательные возможности эта система представляет не только для учащихся, но и для учителей. Во многих аспектах использование образовательный среды облегчает им работу. Учителя могут создать общий банк данных по своей дисциплине и обмениваться учебными и контрольными материалами. У них также есть возможность записывать собственные видео, создавать онлайн-курсы и форумы, на которых учащиеся могут поучаствовать в дискуссии по изучаемой теме. Каждое из методических объединений может выложить в открытом доступе общие положения, рабочие программы, материалы проведенных контрольных работ, олимпиад, материалы для подготовки к ГИА, проекты учащихся, методические разработки и многое другое.

В последнее время существуют и успешно развиваются различные формы дистанционного образования: олимпиады, конкурсы, викторины, турниры и т.д., в которых происходит продуктивная познавательная деятельность детей.

На одном из обучающих семинаров по работе в СДО Moodle, которые наша творческая группа учителей «ИКТ. Новые технологии» проводила для учителей биологии школьного округа, я предложила проводить дистанционные районные олимпиады по биологии и экологии. На тот момент у меня уже имелся опыт проведения подобных олимпиад на школьном уровне. Коллеги поддержали мою инициативу, и два года назад мы провели первую районную дистанционную олимпиаду по биологии в рамках школьного округа.

В 2017-2018 учебном году в проведении дистанционных олимпиад мы вышли за рамки школьного округа, состоялись районные дистанционные олимпиады по биологии и экологии. В олимпиадах зарегистрировались учащиеся отдалённых школ района и приняли активное участие. Дистанционная олимпиада даёт возможность всем желающим проявить свои способности.

Дистанционные предметные олимпиады позволяют учащимся активизировать собственные знания, умения и навыки, способствуют самообразованию, самоорганизации и самодисциплине. Основными целями и задачами любой олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.

Целью моей деятельности является: повышение эффективности обучения биологии путём внедрения дистанционных образовательных технологий.

В рамках системы Moodle мною созданы и постоянно развиваются курсы по биологии (5-11 класс), элективные курсы (9-11 класс), курсы по проведению олимпиад по биологии и экологии, курсы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Курсы публикуются в информационно-образовательной среде школы (http://mihschool-1.ru),  на сайте МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа №1» Михайловского района Алтайского края, и доступны ученикам для просмотра или скачивания материалов, а также публикации выполненных заданий или выполнения их непосредственно в курсах, в том числе в форме тестирования.

Основой для информационного наполнения курсов являются собственные разработки (http://sestra1980.wix.com/karpenko), материалы ФИПИ (http://www.fipi.ru), РЕШУ ЕГЭ (http://bio.reshuege.ru), демонстрационные версии КИМов (http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory), пособия по подготовке к экзаменам, материалы сайта Одарённые дети Алтайского края (http://www.talant22.ru), материалы сайта Единая коллекция ЦОР (http://school-collection.edu.ru), материалы учителей, размещенные в сети Интернет (http://www.uchportal.ru/dir/10).

Дистанционные курсы «Районная дистанционная олимпиада по биологии» и «Районная дистанционная олимпиада по экологии» предназначены для проведения дистанционных олимпиад по биологии и экологии среди учащихся 5-х–11-х классов общеобразовательных организаций Михайловского района.

Предлагаемые курсы позволяют повысить интерес к предмету "Биология", расширить знания по предмету "Биология", развивать интерес у подростков к информационному творчеству, формировать навыки работы с Интернет-технологиями, выявить учащихся, обладающих высоким образовательным потенциалом,  делающих успехи в биологии, создавать условия для самореализации одаренных детей, подготовить учащихся к  олимпиадам  различного уровня по биологии и экологии.

Остановлюсь на одном из курсов «Районная дистанционная олимпиада по биологии».

Целью использования курса «Районная дистанционная олимпиада по биологии» является создание оптимальных условий в подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Биология».

Дистанционный курс включает ряд компонентов:

  •  введение (содержит пояснение к курсу, положение о проведении дистанционной олимпиаде, рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики для глаз и для профилактики общего утомления);
  •  необходимое техническое обеспечение; 
  •  материалы для подготовки к олимпиаде (по параллелям); 
  •  олимпиадные задания (по параллелям).

Учебный курс создан в формате Форма – структура.Данный формат предполагает разбивку курса на темы. При создании курса в данном формате указывается количество тем, и система создает для каждой темы отдельный раздел.

Среда Moodle содержит богатый выбор ресурсов, которые позволяют наполнить блок учебным материалом, предназначенным для повторения изученного.

Категория Знать содержит Ресурсы. Под Ресурсами подразумеваются все учебные материалы, размещенные на сервере и доступные для самостоятельного изучения. Информация может быть предоставлена обучающемся в любом формате. Это могут быть презентации, видеоролики, аудиоролики, графические файлы, гиперссылки, с помощью которых пользователь может получить доступ как к файлам Вашего сайта, так и к ресурсам, размещенным в сети Интернет. Каждый ресурс сопровождается инструкцией по его использованию. В разделе Знать я размещаю  теоретический материал: презентации, папки с презентациями, видеоуроки, текстовые и веб-страницы, ссылки на Интернет — ресурсы.

Материалы для подготовки к олимпиадам доступны для учащихся за неделю до начала олимпиад. После регистрации на курсе учащийся имеет возможность повторить те темы школьной программы, которые плохо помнит. Учитывая, что каждый раздел содержит темы по параллелям, ученику нет необходимости искать материал в огромном потоке информации сети Интернет, ему следует лишь зайти в нужный раздел в дистанционном курсе, скачать нужную тему и повторить изученный в прошлом материал.

С открытием олимпиад разделы с дополнительными материалами закрываются, учащийся приступает к выполнению олимпиадных заданий.

В начале каждой олимпиады имеется ресурс Пояснение. В Пояснении я указываю инструкции для успешного выполнения  учащимися заданий в текущем разделе. Обязательно напоминаю о режиме работы за компьютером.

Модуль «Тест» является одним их самых сложных составляющих системы. Обратная связь в процессе обучения является крайне необходимой частью обучающей среды, а оценка результатов – одним из важнейших процессов в обучении. Разработчики системы добавили большое количество параметров в модуль тестирования. С одной стороны, это несколько усложняет настройку теста, с другой, позволяет сделать тест чрезвычайно гибким. Модуль «Тест» состоит из 2-х компонентов: теста и вопросной базы. Тест состоит из различного типа вопросов, добавленных из вопросной базы. Каждая попытка автоматически фиксируется. После прохождения ученику могут быть доступны правильные ответы на вопросы теста. Вопросная база может состоять из вопросов, составленных или в соответствии со структурой дисциплины, или в соответствии с определенными темами вашего курса, или по вашему усмотрению. Вопросы могут быть различного типа: с одним вариантом ответа, с множеством вариантов ответа, с выбором верно/не верно, на соответствие, с возможностью вписать свой ответ. Вопрос также может иметь пояснение, объясняющее ученикам данный ответ на вопрос.

Учитель сначала формирует базу тестовых вопросов, потом включает их в тесты и назначает вопросам разные параметры (время, продолжительность тестирования, количество попыток, весовые коэффициенты вопросов, показывать ли комментарии учителя и правильные ответы и т.п.).

Победителей члены жюри устанавливали на основании рейтинговой таблицы, сформированной по сумме баллов, которые подсчитывала сама система. Проведенные нами беседы с учащимися показали, что учащиеся положительно относятся к применению СДО для выполнения олимпиадных заданий.

Работа над предлагаемыми на олимпиаде заданиями, является не только полезной, но и достаточно привлекательной и интересной для тех учащихся, которые хотят самостоятельно оценить уровень своих знаний по биологии.

Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности проведения олимпиад с использованием СДО Moodle. Вовлекая школьников, особенно детей с повышенными образовательными потребностями, в дистанционные олимпиады можно ожидать стимулирования разностороннего образования детей, организации предметного дополнительного образования, повышения мотивации в целом.

В заключение хочу сказать:

Введение в процесс обучения биологии дистанционных курсов дало свои результаты. Дистанционные курсы позволяют решить проблему дифференцированного подхода к разноуровневому и разновозрастному составу участников, поскольку они ориентированы на создание учащимися своих собственных образовательных продуктов. Структура курса, система творческих заданий основываются на развитии у учащихся универсальных умений учиться дистанционно, образовательные же цели каждый из учащихся достигает сообразно своим способностям, потребностям и умениям. Неоднородный состав участников дистанционного курса создает интенсивную образовательную среду, обеспечивает эффект новизны, который благоприятно влияет на качество учебного процесса.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 11 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий