Организация лабораторных практикумов как средство повышения качества подготовки к ГИА

Бобровская Елена Васильевна, учитель биологии,
МБОУ «Лицей «Эрудит» города Рубцовска
Что такое «виртуальная лаборатория»?
По определению В.В. Трухина, виртуальная лаборатория «представляет собой программно-аппаратный комплекс, позволяющий проводить опыты без непосредственного контакта с реальной установкой или при полном отсутствии таковой.
В первом случае мы имеем дело с так называемой лабораторной установкой с удаленным доступом, в состав которой входит реальная лаборатория, программно-аппаратное обеспечение для управления установкой и оцифровки полученных данных, а также средства коммуникации.
Во втором случае все процессы моделируются при помощи компьютера»
Итак, под виртуальными лабораториями понимается два типа программно-аппаратных комплексов:
- лабораторная установка с удаленным доступом – назовем такие комплексные дистанционные лаборатории
- программное обеспечение, позволяющее моделировать лабораторные опыты – виртуальные лаборатории (в узком смысле)
В чём состоят преимущества виртуальных лабораторий перед реальными?
Согласно упомянутому выше источнику, основными преимуществами виртуальных лабораторий являются:
- Отсутствие необходимости приобретения дорогостоящего оборудования и реактивов. Из-за недостаточного финансирования во многих лабораториях установлено старое оборудование, которое может искажать результаты опытов и служить потенциальным источником опасности для обучающихся. Кроме того, в таких областях как, например, химия, кроме оборудования требуются также расходные материалы (реактивы), стоимость которых достаточно высока. Разумеется, компьютерное оборудование и программное обеспечение также стоит недешево, однако универсальность компьютерной техники и ее широкая распространенность компенсируют этот недостаток.
- Возможность моделирования процессов, протекание которых принципиально невозможно в лабораторных условиях.· Наглядная визуализация на экране компьютера. Современные компьютерные технологии позволят пронаблюдать процессы, трудноразличимые в реальных условиях без применения дополнительной техники, например, из-за малых размеров наблюдаемых частиц
- Возможность проникновения в тонкости процессов и наблюдения происходящего в другом масштабе времени, что актуально для процессов, протекающих за доли секунды или, напротив, длящихся в течение нескольких лет.
- Безопасность. Безопасность является немаловажным плюсом использования виртуальных лабораторий в случаях, где идет работа, например, с высокими напряжениями или химическими веществами.
В связи с тем, что управлением виртуального процесса — занимается компьютер, появляется возможность быстрого проведения серии опытов с различными значениями входных параметров, что часто необходимо для определения зависимостей выходных параметров от входных.
Виртуальные лаборатории можно условно разделить по следующим признакам:
1. По способу доставки образовательного контента:
– на компакт-дисках;
– размещаемые в Интернет.
2. По используемому лабораторному оборудованию:
– на базе имитационных математических моделей;
– на базе реального лабораторного оборудования;
– на базе промышленных объектов.
3. По способам визуализации
– двухмерная или трехмерная графика;
– анимация;
– видео.
Использование виртуальных лабораторий на уроках биологии.
Использование виртуальных практикумов и лабораторий ставит перед учителем ряд непростых задач:
- Во-первых, очевидно, что в большинстве виртуальных лабораторных работ отрабатываются не те умения и навыки, что в реальных работах; учитель вынужден оценить разницу и ее как-то компенсировать.
- Во-вторых, учителю придется (если модель достаточно сложная и действительно интерактивная) потратить немало времени на изучение модели и правил работы с ней.
- В-третьих, необходима детальная регламентация деятельностей учеников, иначе очень хорошая интерактивная модель уходит в песок без четко, подробно и пошагово прописанного задания по работе с ней.
Как и в реальной лабораторной работе, в виртуальной необходимо учить навыкам исследования:
- выдвижению гипотез и их проверке, — стандартизации условий,
- четкому фиксированию условий и результатов экспериментов (сначала в заготовленных учителем таблицах, печатных или электронных),
- выбирать критерии, формат представления результатов, а затем и планировать, наконец, самостоятельную исследовательскую работу.
Важным является отдельно развиваемое умение из арсенала критического мышления указывать границы (область, условия) применимости научных моделей, включая изучение того, какие аспекты реального явления компьютерная модель воспроизводит удачно, а какие оказываются за гранью моделируемого.
Использование виртуальных лабораторий на уроках биологии
Классификация форм урочного использования виртуальных лабораторных работ:
- демонстрационное (перед реальной работой) использование:
показать фронтально, с большого экрана или через мультимедийный проектор, последовательность действий реальной работы;
- обобщающее (после реальной работы) использование:
- во фронтальном (демонстрация, уточнение вопросов, формулирование выводов и закрепление рассмотренного) или индивидуальном (математическая сторона экспериментов, анализ графиков и цифровых значений, изучение модели как способа отражения и представления реальности) режимах;
- экспериментальное (вместо реальной работы) использование:
- индивидуальное (в малых группах) выполнение заданий в виртуальной лаборатории без выполнения реальной работы, компьютерный эксперимент.
Рольучителя при проведении компьютерного практикума состоит в кратком по времени объяснении нового материала (не более 10 минут), постановке задач которые необходимо решить каждому обучающемуся, обоснования критерий оценивания результата, а затем консультировании учащихся в процессе самостоятельного выполнения практического задания. Практикум обучающиеся могут выполнять и дома, и в школе (в кабинете информатики).
Дистанционная технология обучения применяется на протяжении всего времени подготовки к ГИА и ЕГЭ. Обучающиеся, которые быстро и успешно справляются со стандартными заданиями, могут изучать следующие лекции самостоятельно и решать задания которые учитель размещает на своем сайте или блоге, а решения задач отправлять по электронной почте. (Учитель в работе может применять не только свой блог/сайт, но и систему АСУ РСО или систему Moodle.) Это позволяет сэкономить время школьников и учителя. И если обучающийся заболел или не посещает школу, то он может поработать с материалами курса самостоятельно и восполнить тот материал, что не освоил. Сопровождение деятельности обучающего также осуществляется в дистанционном формате, учитель консультирует учащегося по электронной почте и/или на форуме.
Литература
– Белкин, A.C. Ситуация успеха. Как ее создать Текст.: кн. для учителя / A.C. Белкин. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
– Белова, Е. Мотивация учения: традиционные ценности и современные ориентиры Текст. / Е. Белова // Директор школы. 2006. — № 1. — С. 37-41.
– Бугримов, И.В. Использование интерактивных технологий на занятиях… / И.В.Бугримов // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 4.
– Воронина, Г.А. Естественнонаучное образование в профильных классах. 10-11 классы: Текст.: метод, пособие / Г. А. Воронина. М.: Вентана-Граф, 2006 — 47 с.
– Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011 http://technomag.edu.ru/doc/172651
– Еделева, Е.И. Интерактивные техники групповой работы / Е.И.Еделева // Школьный психолог. – 2004. – № 15
– Косолапова М.А. Технологические подходы в организации профессиональной подготовки к педагогической деятельности в высшей школе /Косолапова М.А.; Томский гос. пед. ун-т. – Томск, 2007. – 177 с. – Библиогр.: с. 104 – 110. Деп. В ИНИОН РАН № 60426
– Кононец А.Н. Педагогическое моделирование: новые вопросы/ А. Н. Кононец //Инновационные подходы к организации образовательного процесса в современном техническом вузе: сб. метод. тр./ под ред. Л. П. Лазаревой; ДВГУПС. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. — С. 22-31.
– Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии Текст. / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. М.: Педагогика, 1989. — 268 с.
– Пименов, А.Ю. Учитель и ученик в роли деловых партнеров Текст. / А.Ю. Пименов // Директор школы. 1997. — № 6. — С. 25-29.
– Педагогические технологии Текст.: учеб. пособие / Т.П. Сальникова. М.: Сфера, 2005. — 125 с.
– Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/interaktivnye-metody-obucheniya-kak-faktor-samorealizatsii-starsheklassnikov-v-uchebnoi-deya#ixzz3BID5Nwd8
Ссылки на Интернет-источники
http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=41&Itemid=101
http://www.modernbiology.ru/analiz_kr.htm
http://my-soft-blog.net/542-body-browser-atlas-chelovecheskogo-tela.html
http://biolicey2vrn.ucoz.ru/index/isparenie_vody_listjami/0-361
http://virtkab14.edusite.ru/p25aa1.html
http://www.labogen.ru/20_student/500_literature/literat.html
http://biologii.net/index.php?id=93&Itemid=70&option=com_content&task=view
http://www.topguns.ru/birds/20050
http://whoyougle.ru/services/dogs/bobtail
http://onlinevsem.ru/poleznye-servisy/uznat-porodu-sobaki-sobachij-fotorobot-onlajn.htm
https://www.filamentgames.com/plex-life-science
http://www.biokan.ru/index/lab/0-116
Нет комментариев. Ваш будет первым!
![]() |
Добавить комментарий |