Пути и средства повышения эффективности образовательного процесса на уроках физики.

27 ноября 2013 -

                                                                                                                                                                 Цепенко     Наталья                                                                                                                                                                                                                     Владимировна,                                                                                                                                                                                 МБОУ«Кулундинская СОШ№3", учитель физики высшей категории.

           Дистанционное обучение прочно входит в нашу жизнь. 21 января 2010 года Президентом Российской Федерации была утверждена целевая программа «Наша новая школа». Суть этой программы заключается в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить учащихся к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны.

Одним из приоритетных направлений модернизации современной школы провозглашается развитие модели дистанционного  образования учащихся.   Федеральный закон РФ « Об образовании» от 29.12.2012,  статья 66 гласит: «Реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий». Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем  категориям учащихся, а также могут наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества, обеспечивая реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Именно эти аспекты стали актуальными для меня при  осуществлении  новых подходов в  обучении  учащихся, способствующих решению главной проблемы –  принятие индивидуальности каждого ребёнка и создание ему таких условий обучения, которые необходимы для удовлетворения его особых потребностей.

Цели дистанционного обучения.

Существует масса причин, по которым школьник может обучаться дистанционно. Во-первых, плохое состояние здоровья, карантин, санаторное лечение, либо занятие  спортом и частый выезд на соревнования. Во-вторых, желание ученика увеличить объем изучаемого материала или углубить знания по теме: на уроке времени не достаточно, а после уроков – перегрузка колоссальная. В-третьих, подготовка к экзаменам. Исходя из вышеуказанных факторов, выделяю следующие  цели своей работы в данном направлении:

— ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по предмету;

— изучение базового курса  школьной программы для учащихся, пропустивших занятия;

— углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса (по желанию учащихся);

— создание  веб-каталога для подготовки к экзаменам и развития познавательного  интереса к предмету;

— предотвращение  появления «долгов» по учебе и  отставания;

— вовлечение   родителей в учебно-воспитательный процесс.

         На смену прежней модели обучения постепенно приходит  новая модель, основанная на следующих положениях:

— в центре технологии обучения — учащийся;

— суть технологии — развитие способности к самообучению;

— учащиеся играют активную роль в обучении;

— в основе учебной деятельности — сотрудничество.

      В нашей школе уже сделаны первые шаги на пути неизбежного перехода  к обновлению организации образовательного процесса. Большой поддержкой в преобразованиях такого рода стало использование АИ системы «Сетевой город. Образование», которая   является доступным программным средством  формирования единой образовательной и информационной среды, обладающей свойством адаптивности и гибкости.

Основные этапы внедрения ДОТ в моей практике.

      Реализация элементов  ДОТ как поддержка традиционной формы получения образования проходила в два этапа: организационно-управленческий и содержательный.

Первый этап -  назначали участников из состава учителей, мы определили цели и задачи будущей работы,  рассмотрели варианты создания технической поддержки и использования информационно-образовательной среды. Следующим пунктом  этапа стало повышение  уровня подготовки учителей по информационным технологиям, создание положений, инструкций и другой документации, регламентирующей  деятельность в данном направлении.

Второй этап - содержательный. По-моему мнению здесь важно было соединить комбинацию из классических и модернизированных форм и методов обучения. Она поддерживается традиционными учебниками, задачниками и методическими пособиями, а также современными компьютерными программами и образовательными средами.  Кроме того, с целью получения сведений об уровне востребованности дистанционного образования среди учащихся и их родителей мной был проведен опрос, результаты которого  позволили определить место ДО среди других форм обучения. По желанию учащихся создала учебную группу, определив оптимальные принципы и подходы в осуществлении совместной деятельности.

 Значительную часть времени на втором этапе реализации проекта уделила созданию методических материалов, взяв за основу государственные образовательные стандарты, выработала структуру образовательных модулей по изучаемому предмету.

Что я уже использую:

·        лекции (электронные учебно-методические пособия,   видео-лекции и лекции-презентации, электронные уроки);

·        практические занятия, в том числе виртуальные лабораторные занятия, компьютерные  и видео-эксперименты;

 ·       видеозадачи и электронное тестирование;

 ·       конференции учебной группы с использованием электронной почты, форума;

 ·       Skype-консультации.

Можно уже сегодня говорить о положительных результатах в этом направлении:

— успеваемость по предмету 100%;

— позитивная динамика качества знаний;

— рост среднего балла по ЕГЭ (выше краевого);

— отсутствие  проблемы «после уроков: я не понял, я не знал — меня не было».

Преимущества дистанционной формы обучения.

    Говоря о дистанционной форме образования, необходимо  отметить следующие плюсы:

— удобство дистанционной формы обучения — это обучение в психологически комфортной, привычной для учащегося обстановке за домашним компьютером;

 параллельность — обучение может проводиться при совмещении с основной учебой деятельностью;

асинхронность-возможность обучаться в любое время, в своем темпе, в любом месте;

-  возможность прослушать  повторно, чтобы лучше запомнить необходимую информацию;

-  технологичность образовательного процесса — использование в процессе обучения новейших достижений и открытий информационных и телекоммуникационных технологий;

— благоприятные условия для творческого самовыражения школьника в процессе усвоения знаний;

— высокая доля самостоятельности наряду с возможностью в любое время получить помощь от преподавателя;

гибкость —каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной теме;

— высокая степень  дифференцированности обучения.

  Дистанционное обучение пользуется популярностью у мотивированных к обучению учащихся. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. С одной стороны данный фактор можно рассматривать как положительный, но с другой — поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем, а это напрямую связано с результатом обучения.  В результате   на добровольной основе в учебной группе осталась только часть учеников. Кроме этого, в ходе своей работы я столкнулась с рядом других проблем.

Проблемы дистанционной формы обучения:

дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности, т.к. личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует;

недостаток практических знаний - даже самые современные тренажеры не заменят  «живой» практики;

проблема идентификации пользователя — невозможно проследить за тем, честно и самостоятельно ли ученик  выполнял задание;

недостаточная компьютерная грамотность, как учителей, так и учащихся;

не все желающие  имеют хорошую техническую оснащенность дома;

— обучающие электронные программы и курсы не всегда хорошо разработаны и удовлетворяют всем  требованиям;

— отсутствие возможности  излагать свои знания в устной форме может повлечь за собой некачественное усвоение знаний и множество других проблем;

— отсутствие критериев оценивания работ при данной форме обучения.

        Таким образом, анализируя все составляющие дистанционной формы обучения наряду с традиционной формой преподавания, можно сделать вывод, что активное внедрение современных информационных технологий значительно увеличило эффективность и удобство образовательного процесса и позволило достичь нового уровня в обучении. Дистанционное образование можно сделать качественным и конкурентоспособным, но это дело не одного дня.  Технические возможности образовательной среды и технические информационно-коммуникативные средства обучения позволяют скорректировать учебные материалы в соответствии с требованиями стандарта образования и возможностями учащегося.

На данном этапе развития  убедилась, что учителю необходимо не только модерировать учебный процесс, но и вести активный диалог с обучающимися выясняя, уточняя их мнение, направляя их  мысли, раскрывая идеи.

Список литературы:

1.  Полат Е. С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. — 1999.

2. Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. 

3. Учебно-методическое пособие "Формирование единой информационно-образовательной среды муниципального образования средствами АИС "Сетевой Город. Образование"Авторы: Муратов А. Ю., Залогин С. А. – Барнаул, 2010.

4.  Федеральный  закон РФ « Об образовании» от 29.12.2012г.

5. Концепция внедрения дистанционных образовательных технологий в систему общего образования Алтайского края.

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1474 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий