Использование дистанционных образовательных технологий во внеурочной педагогической деятельности

22 декабря 2014 -
article117.jpg

Чурилова Светлана Викторовна,

учитель географии МБОУ «Гимназия №3» города Горняка Локтевского района

 

На современном этапе дистанционное образование – это не дань моде, а требование современного мира. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО,  главная  из которых -  «Образование без границ».

Следует отметить, что дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса открывает новые возможности не только для учебного, но и для воспитательного процесса, особенно сегодня, когда выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования в России.

Дистанционное образование во внеурочной деятельности значительно расширяет рамки школьных учебников,  повышает заинтересованность учащихся в глубоком изучении программного материала,   содействует интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности. Система дистанционного образования,  основанная на принципах открытости и доступности, позволяет привлечь к совместной деятельности педагогов и учащихся  находящиеся на значительном расстоянии друг от друга посредством телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

Дистанционные игры, олимпиады  — это  форма внеурочной деятельности, которая зародилась на рубеже веков и сейчас активно развивается. Я имею опыт участия в нескольких краевых и всероссийских дистанционных проектах, являюсь организатором дистанционных проектов «КраеВик» и «Ломоносовские чтения». Сегодня предлагаю познакомиться с моим  опытом  использования дистанционных образовательных технологий во внеурочной педагогической деятельности.

Сравнительная характеристика проектов

Всероссийская дистанционная олимпиада – ДООГ и краевой  «Предметный марафон» на первый взгляд совершенно разные проекты, одна длится несколько месяцев, другая всего 1,5 часа.  Но оба эти проекта нацелены на развитие навыков коллективной работы;углубление и расширение предметных знаний курса географии; создание условий для развития одаренных детей.

Школьники, принимая участие в этих конкурсах, имеют возможность:

         оценивать свои силы и возможности на  краевом и всероссийском уровнях,

         использовать полученные знания на уроках и в практической повседневной деятельности.

В он-лайн игре «Предметный марафон» начисление баллов идет возрастающей шкале, здесь главное – слаженная мобильная работа команды (2-4 человека). За 1,5 часа надо найти ответы на 30 и более вопросов.  Игроки используют имеющихся географические знания, карты, работают в поисковых системах Интернета, при записи ответа они опираются на  основы орфографии русского языка. В ходе игры у учащихся формируется не только предметные умения, но личностные, необходимые для успешной социализации в современном обществе

Дистанционная обучающая олимпиада по географии (ДООГ) направлена на формирование более глубоких теоретических знаний и развитие творческих способностей. В ходе проекта у учащихся целенаправленно формируются умения ориентироваться в информационном пространстве, на каждом этапе координаторы игры четко прописывают технические условия, что  дисциплинирует участников, повышает уровень информационной грамотности. На этапах «Самооценки» и «Перекрестной проверки» у школьников происходит развитие критического мышления.

Среди учащихся гимназии дистанционные проекты популярны, ребята участвуют в них с большим удовольствием, показывают отличные результаты.

Опыт участия в краевых и всероссийских дистанционных проектах позволил мне стать организатором игры «КраеВик». «КраеВик»  — это дистанционная игра  по краеведению, которая реализуется как межшкольная модель с 2011 года. Любовь к Родине связана с любовью к родным местам — городу, селу, где человек родился, вырос и живёт. Алтайский край — малая часть Великой России. Познание родного края дает возможность каждому из нас шире увидеть и глубже понять окружающий мир. Ежегодно игра посвящается определенной теме: 2011 — «Люби и знай, родной Алтай», 2012 — «Алтай юбилейный», 2013 -  «Алтай – земля удивительной красоты!»,  в 2014 году – Году культуры.

Цель: формирование у школьников уважительногоотношения к природному, историческому и культурному наследию Алтайского края, внедрение и распространение современных инновационных образовательных технологий в практику учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

         формирование краеведческих знаний и информационной культуры;

         воспитание любви к родному краю;

         создание необходимых условий для выявления одаренных детей;

         внедрение информационно-коммуникационных технологий во внеурочную деятельность.

Между командами и организаторами игры осуществляется трехстороннее дистанционное взаимодействие.

Организаторы создают карту Googlе «КраеВик»

https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=z3MTH5I9E698.kkPE0XB9xEkc&hl=ru

на которой мобильно отражаются все этапы игры,  размещаются положение, мастер-классы от организаторов,  творческие работы команд, отражаются результаты игры.

Фрагмент карты Google«КраеВик».

Время реализации проекта  2,5 месяца. Технические требования: наличие выхода в сеть Интернет, возможность работы с сервисами Google (карты, диск). Дистанционная игра «КраеВик» — командное соревнование (2-10 человек) учащихся  7-11 классов. Всем командам, участвующим в игре, предлагаются одинаковые заочные задания, выполнение которых не ограничено жесткими  временными рамками. Задания имеют познавательный, творческий характер. Используются разнообразные  формы: дистанционная викторина;  конкурс видеофильмов; конкурс буклетов; конкурс путеводителей. Традиционным стал конкурс — дистанционная викторина от организаторов.  В режиме onlain для всех команд одновременно проводится викторина по теме. Для проведения викторины используется возможности сервиса Диска Google: создается Форма(вопросы викторины), которая рассылается всем командам в указанное время, ответы организаторы получают автоматически/

Фрагмент формы:

«Викторина от организаторов Алтай культурно-исторический».

Оценивают работу команд  жюри и команды-участницы согласно критериям конкурсов. Итоговый балл – среднеарифметическое значение всех оценок. Результаты конкурсов оформляются организаторами в итоговой таблице и размещают на карте Google. По результатам игры определяются победитель и призеры, которые награждаются дипломами. Организуется форум, где руководители команд обсуждают ход игры, высказывают пожелания.

Дистанционное взаимодействие в рамках игры «КраеВик» позволяет за короткий период собрать богатый материал по краеведению, освоить новые формы ИКТ, создать  условия для развития творческого потенциала и формирования информационной культуры учащихся.

Проект – фестиваль «Ломоносовские чтения»  «От образованности ума к образованности души» — коллективный проект нашей гимназии, который второй год будет проводиться в дистанционном режиме для учащихся гимназии и школ Локтевского района. Использование дистанционных технологий расширило географию участников, фестиваль собрал большое число участников – 16 школ района. В режиме вебинара проходило открытие и закрытие фестиваля, с помощью электронной почты был организован конкурс «Вопрос дня» для старшеклассников, форма  Google диска использовалась для проведения викторин:  для начальных классов «Обычаи и традиции русского народа», для учащихся 5-8 классов, посвященная  жизни и деятельности  отечественных ученых в области культуры и искусства.

Результативность использования дистанционного обучения во внеурочной деятельности:

         интеллектуальное, творческое развитие и социализация одаренных детей;

         формирование информационной грамотности учащихся и педагогов;

         внедрение ИКТ во внеурочную деятельность и их совершенствование;

          увеличение процента учащихся вовлеченных в конкурсную деятельность, а, следовательно, и в образовательный процесс.

«Викторина от организаторов Алтай культурно-исторический».

Оценивают работу команд  жюри и команды-участницы согласно критериям конкурсов. Итоговый балл – среднеарифметическое значение всех оценок. Результаты конкурсов оформляются организаторами в итоговой таблице и размещают на карте Google. По результатам игры определяются победитель и призеры, которые награждаются дипломами. Организуется форум, где руководители команд обсуждают ход игры, высказывают пожелания.

Дистанционное взаимодействие в рамках игры «КраеВик» позволяет за короткий период собрать богатый материал по краеведению, освоить новые формы ИКТ, создать  условия для развития творческого потенциала и формирования информационной культуры учащихся.

Проект – фестиваль «Ломоносовские чтения»  «От образованности ума к образованности души» — коллективный проект нашей гимназии, который второй год будет проводиться в дистанционном режиме для учащихся гимназии и школ Локтевского района. Использование дистанционных технологий расширило географию участников, фестиваль собрал большое число участников – 16 школ района. В режиме вебинара проходило открытие и закрытие фестиваля, с помощью электронной почты был организован конкурс «Вопрос дня» для старшеклассников, форма  Google диска использовалась для проведения викторин:  для начальных классов «Обычаи и традиции русского народа», для учащихся 5-8 классов, посвященная  жизни и деятельности  отечественных ученых в области культуры и искусства.

Результативность использования дистанционного обучения во внеурочной деятельности:

         интеллектуальное, творческое развитие и социализация одаренных детей;

         формирование информационной грамотности учащихся и педагогов;

         внедрение ИКТ во внеурочную деятельность и их совершенствование;

         увеличение процента учащихся вовлеченных в конкурсную деятельность, а, следовательно, и в образовательный процесс.

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1052 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий